Человечество вошло в третье тысячелетие с колоссальным багажом знаний в области наук о жизни. Сделано множество открытий на молекулярном и генном уровнях, однако в попытках дойти до сути медицина слишком углубляется в частности.
Со времён Гиппократа живой организм и процессы, происходящие в нём, рассматривались в целостности и единстве. Ещё Пифагор утверждал, что здоровье — это гармония и равновесие противоположных сил в организме, а болезнь — нарушение этой гармонии.
Сегодня холистический подход к здоровью приобретает особую актуальность. Несмотря на все научные и технологические достижения, многие вопросы в области сохранения и восстановления здоровья остаются нерешёнными.
Зачастую специалистам не удаётся справиться с проблемой, подходя к ней локально, так как результат получается не полным и не стабильным. И, если разобраться глубже, то всегда можно обнаружить, что нарушение равновесия в одной структуре приводит к цепочке изменений во всём теле. Ведь организм состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых на всех уровнях частей — клеток, тканей, органов, систем органов.
Сейчас становится всё яснее, что невозможно рассматривать физическое тело в отрыве от психической, духовной, социальной составляющей человека. На этом и основан целостный и междисциплинарный подход в поддержании здоровья человека, а также в профилактике и лечении функциональных нарушений организма.
Ключевым понятием холистического подхода является объединение знаний и методов классической и традиционной медицины, внедрение здоровьесберегающих технологий, знаний в области психологии, нейропсихологии, кинезиологии, двигательной терапии и лечебной физкультуры.
И, что крайне важно, объединение усилий специалиста и самого пациента в решении задач по сохранению и восстановлению здоровья в концепции 4-П медицины: перспективной модели здравоохранения будущего, персонализированной, превентивной, предсказательной и партисипативной (с активной ролью больного).
Конечно, наиболее перспективно осуществлять такой подход к здоровью с самого раннего детства, чтобы создать для ребёнка возможность вырасти здоровым физически, интеллектуально и психически. В итоге это поможет поднять качество жизни не только каждого человека в отдельности, но и общества в целом.