Причинами речевых нарушений могут выступать функциональные вредоносные факторы (снижение уровня здоровья ребёнка, неблагоприятное речевое окружение и др.). Зачастую речевая патология возникает вследствие определённых органических заболеваний (внутриутробная патология, инфекции, травмы и т.п.). Миофункциональные нарушения (ДАТЬ ССЫЛКУ НА СТАТЬЮ ПО МФТ) также в последнее время являются серьёзной проблемой и всё чаще встречаются как у детей, так и у взрослых.
Неправильное распределение напряжения мышц при жевании, нарушение функций дыхания, глотания и формирования речи является основной причиной большинства деформаций челюстно-лицевой области, с которыми в дальнейшем приходится обращаться уже к ортодонтам. Чаще стали встречаться сложные сочетанные патологии, при которых у детей имеются выраженные симптомы со стороны нервной системы, патологии ЛОР-органов, аномалии и деформации прикуса.
В основном, происходит так: специалистом, к которому в первую очередь обращаются родители детей с миофункциональными проблемами, является не невролог, ЛОР-врач или специалист МФТ, а логопед, так как нарушение речи является для родителей самым значимым аспектом.
В каждом отдельном случае нарушения речи носят особый характер, что определяет направления и специфику коррекционной работы. При этом важно выявить не только причины нарушения речевой функции, но и определить возможности ребёнка для дальнейшей работы, грамотно составить индивидуальный план коррекционно-развивающих мероприятий, подобрать подходящие методы и приёмы работы.
И здесь особую важность приобретает междисциплинарное взаимодействие целого ряда специалистов: логопеда, педиатра, невролога, психиатра, детского стоматолога, ортодонта, хирурга-стоматолога, оториноларинголога, остеопата, кинезиотерапевта, психолога, педагога-дефектолога и других. Очень часто бывает так, что все возможности коррекционно-восстановительной работы использованы, но необходимого эффекта добиться не удалось. В данной ситуации к работе логопеда необходимо обязательно привлекать смежных специалистов. И здесь особую важность приобретает междисциплинарное взаимодействие и врачей, и педагогов, и психологов, в зависимости от степени тяжести нарушения речи и наличия сопутствующих заболеваний, играющих ведущую роль в патологии.
Очень важно на ранних этапах развития ребёнка быть в диалоге с вашим педиатром. Именно он может первым заметить и выявить появление
вредных привычек, приводящих к нарушению речи.
К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребёнка, относятся: сосание пальцев, языка, различных предметов, прикусывание губ и щек, привычка к ротовому дыханию, прокладывание языка между зубами при глотании и речи, неправильная речевая артикуляция, а также нарушения осанки, подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна. Результатом подобных привычек являются: недоразвитие нижней челюсти, сужение и деформация зубных рядов,
нарушения прикуса и т.д. Педиатр может выявить миофункциональные нарушения (инфантильное глотание (ПРЯМАЯ ССЫЛКА), нарушение жевания, дыхания и речи).
Очень актуальна и востребована на современном этапе профилактическая логопедия (работа с детьми от 0 до 3 лет), ведь всегда легче предупредить нарушения речи, чем лечить и корректировать. Здесь первыми помощниками логопедов могут стать неврологи и остеопаты. В ряде стран остеопат присутствует на родах и сразу корректирует возникшие у ребёнка при прохождении по родовым путям отклонения. На этапе раннего возраста очень актуально наблюдение детей с тяжёлыми нарушениями речи у невролога.
Именно такое сотрудничество может дать значительные результаты, ведь логопеды - не врачи, и помочь разобраться в особенностях функционирования речевого аппарата может только невролог.
У большого количества детей, родители которых обращаются к логопедам по поводу коррекции речи, имеются серьёзные заболевания ЛОР-органов. Очень часто встречаются аденоиды, сопровождающиеся нарушением носового и формированием ротового или смешанного типа дыхания. Этих детей сразу видно при визуальном осмотре. У них наблюдается аденоидный тип лица, неправильная осанка, нарушено положение челюсти. У таких детей чаще встречаются проблемы произношения, обусловленные прокладыванием языка между зубами. Привычное ротовое дыхание усугубляет эту ситуацию, когда нарушение поступления кислорода в ткани головного мозга приводит к нарушению концентрации внимания и ухудшению памяти.
Наши дети сейчас ведут малоактивный образ жизни. Гиподинамия – это проблема цивилизации, и в настоящее время есть специалисты, которые могут предложить свои наработки и технологии, позволяющие профилактировать и корректировать проблемы, связанные, в первую очередь, с нарушениями осанки и стопы. Это кинезиотерапевты и другие специалисты по двигательной терапии.
Особое внимание в этом подходе занимают стоматологи. Это именно те специалисты, которые способны устранить аномалии, являющиеся причинами нарушения звукопроизношения, решить вопросы о необходимости подрезания укороченной подъязычной уздечки, сохранении разрушенных зубов, использовании аппаратов для лечения аномалий и деформаций челюстно-лицевой области.
Таким образом, нарушение речи у ребёнка чаще всего является комплексной проблемой, требующей вовлечения сразу нескольких специалистов (невролога, логопеда, ЛОР-врача, стоматолога, ортодонта, остеопата, кинезиолога) для достижения физиологически обоснованного, максимально быстрого и стойкого результата.
26.05.2021