История нейропсихологии

История нейропсихологии начинается в 1920-1940 годах. В эти годы в нашей стране и на Западе большое внимание уделялось влиянию работы головного мозга на деятельность человека. Изучалась рассудочность, мотивация, мышление, сознание, речь. Особенное развитие нейропсихология получила именно в России (в то время – в Советском Союзе) благодаря успехам медицины (неврологии, нейрохирургии), нейрофизиологии и психологии. Нейропсихология находится на стыке этих дисциплин.
В то время известный во всем мире психолог Лев Семёнович Выготский сформулировал основные положения о высших психических функциях, вывел закономерности развития психики. Его учение говорит об особой организации психической деятельности в ходе жизни конкретного человека и в истории человечества.

Опираясь на постулаты Л.С. Выготского, Александр Романович Лурия развил нейропсихологические знания. Именно его считают основоположником отечественной школы нейропсихологии. Александр Романович провёл систему исследований того, как локальные поражения головного мозга влияют на психические функции. Он является автором теории системной динамической локализации высших психических функций, учёным, известным во всём мире. Его работы переведены и опубликованы в Великобритании, Канаде, США и других странах.

Развитие медицины, появление сильных исследователей и войны – вот что подтолкнуло человечество к развитию нейропсихологии. Во время Второй Мировой и Великой Отечественной войн было множество ранений в голову. Специалисты по всему миру воспользовались этим, чтобы исследовать последствия поражений отдельных областей головного мозга, проводить эксперименты по импульсам и рефлексам, изучать работу частей мозга и пр. Было накоплено множество информации, которая стала собираться, обрабатываться, были выведены концепции, способы лечения различных заболеваний, патологий мозга. Родилась нейропсихология, которая и сейчас находится в постоянном развитии, углублении знаний.

Большой вклад в развитие нейропсихологии внесли также физиологи Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Н.П. Бехтерев, психологи: П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, А.В. Запорожец.

Дело в развитии нейропсихологии продолжали и продолжают ученики Лурии: Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Э.Г. Смерницкая, Т.Г. Визель, Т. В. Ахутина.

На Западе становление нейропсихологии связывают с именами Д. Хебба, О.Зангвилл, К. Прибрам, О. Сакс и др.

В настоящее время нейропсихология активно развивается как прикладная наука, дающая возможность понять тайны человеческого мозга и инструмент помощи при его нарушениях.

Нейропсихолог – это клинический психолог, который занимается диагностикой и коррекцией неразвитых или нарушенных функций психики. Детский нейропсихолог может правильно провести диагностику развития детского мозга, определив проблемные зоны, требующие «подпитки», составить индивидуальную программу занятий для каждого отдельного случая.

Сейчас нейропсихологи уже работают в нейрохирургических отделениях, психоневрологических диспансерах, центрах дополнительного образования, логопедических центрах.


Автор: Светлана Кириллова, психолог, детский нейропсихолог
26.05.2021

Смотрите также