У малышей, только начинающих использовать технику, есть ограничения только по времени эксплуатации всевозможных устройств. Контент их поначалу интересует только яркий и детский, да и родители его определяют – ищут любимые мультики ребёнка и дают телефон или планшет в руки. Но постепенно дети начинают заходить в интернет уже сами, и там открывается огромный мир, где они формально в физической безопасности – дома, а фактически – абсолютно беззащитны.
Врач-психиатр Юрий Афанасьев и специалист по информационной безопасности Александр Дубинин в проекте «Медиагигиена в каждый дом» выделяют несколько типов опасностей, подстерегающих ребёнка в сети:
1.
Контентные риски. Могут попасться противозаконные, неэтичные, вредоносные материалы (порнография, нецензурная лексика, пропаганда суицида, агрессии, наркотиков, азартных игр и пр.)
2.
Коммуникационные риски. В интернете легко завязать общение с целью личной, опасной для ребёнка встречи, доведения его до каких-либо действий (интима, суицида, убийства), сеть — это также место для кибербуллинга или троллинга.
3.
Потребительские риски. Возможны заказы товаров плохого качества, фальсификация, воровство денег с онлайн-банкинга, другое мошенничество.
4.
Технические риски. Гаджеты можно «взломать» и украсть личную информацию, важные данные, которыми могут воспользоваться злоумышленники.
5.
Интернет-зависимость. «Сёрфинг в интернете» (бесцельное листание лент соцсетей), частый просмотр сериалов, увлечение видеоиграми, создание коротких бессмысленных роликов в погоне за «лайками» затягивают, погружая детей в глубокую зависимость, оторванность от реальности.
Сформированная зависимость от гаджетов, по исследованиям нейрофизиологов, даёт те же необратимые изменения в тех же зонах мозга, что и у наркоманов. Ухудшается уровень жизни, реальность становится менее важна, контролировать использование гаджетов всё сложнее, возникает агрессия к близким и синдром отмены.
Мы все зависимы, и у детей ситуация наиболее сложная, потому что они с рождения видят эти устройства, и ещё в младенческом возрасте используют, привязываются к ним «с пелёнок».
На физическом уровне у детей с зависимостью можно заметить сниженную активность, замедление метаболизма, ухудшение осанки и зрения. Нет интереса к учёбе, дефицит фантазии, внимания, концентрации. Слабый эмоциональный интеллект, эмпатия. Духовный уровень снижен, потому что ценности определяют соцсети, причём критическое мышление не развивается.
Виртуальная зависимость опасна, и цифровая гигиена детей – дело их родителей. Дети проводят в телефонах и планшетах столько времени, сколько позволяют взрослые. Хорошо, если не все члены семьи в сетях. Полезен «цифровой детокс» - регулярная разгрузка и полное отсутствие гаджетов хотя бы на 1 день для всех.
Если Вашему ребенку до 7 лет, прислушайтесь к советам: Не давайте детям младше 7 лет использовать гаджеты с выходом в интернет.
Телефон родителя – личная вещь, брать её без разрешения нельзя.
Контролируйте время, проведённое с гаджетом сразу, с первого знакомства с ним.
Организуйте в доме пространство, свободное от использования гаджетов. Например, на кухне или в спальне.
Никогда не применяйте технические средства во время еды (для стимуляции приема пищи) и при засыпании.
Регулярно у страивайте «разгрузочные дни» от гаджетов для всей семьи.
Сделайте правилом: «пользование гаджетами возможно только тогда, когда соблюдаются правила, установленные старшими».
Сами формируйте контент для своего ребёнка. Заведите флешку с материалами, которые подберёте для него.
Устанавливайте границы и строго следите за их соблюдением. Если договорились, что ребёнок играет 30 минут, через 29 минут напомните об этом, и он должен заканчивать игру или просмотр.
Личный пример родителя очень важен в деле использования техникой. Не будьте сами зависимы от гаджетов и предлагайте альтернативы развлечений и приятного времяпрепровождения.
Существуют
системы родительского контроля и надзора. Полезно установить приложение, которое создаёт отдельный профиль настроек доступа к устройству. Оно переключает телефон в режим телевизора и не даёт ребёнку случайно изменить ваши собственные настройки и приложения. Существуют также программы, которые блокируют доступ ребёнка к недружественным для детей сайтам и приложениям, не позволяя ему случайно или намеренно выйти за пределы безопасных страниц, ютуб-каналов.
Старайтесь быть в курсе, в какие игры он играет, в каких соцсетях зарегистрирован, каких блогеров предпочитает, что смотрит на ютуб-каналах. Всё это формирует его жизненные ценности. Вам надо быть подписанными на аккаунты своего ребёнка, слушать с ним его музыку, смотреть ролики, общаться и обсуждать при этом без критики.
Создавайте для него ситуации успеха в реальном мире – благодаря кружкам и секциям.
Объясните ребёнку главные правила медиагигиены: Не покупать ничего внутри приложений без разрешения.
Не скачивать ничего без разрешения.
Не общаться с незнакомыми людьми, даже детьми (они могут только притворяться детьми).
Не ходить на встречи с интернет-знакомыми. Можно созвониться по видеосвязи.
Не выкладывать слишком личные фотографии, не указывать геолокацию.
Не раскрывать личную информацию: где живёшь, где учишься, кем работают родители и пр.
Не открывать письма от незнакомых, не подключаться к общедоступному Wi-Fi.
Не переводить деньги.
Помните! Границы дозволенного устанавливаются раньше, чем ребенок их нарушит. Ваш успех- в последовательном и неуклонном внедрении правил цифровой гигиены, одинаковых для всех членов семьи!
Авторы:
Юрий Афанасьев, врач-психиатр Александр Дубинин, специалист по информационной безопасности АНО «Центр информационной безопасности в сети интернет «Защита»
14.06.2021