Личные границы: обесценивание. Статья 5

В нашем обществе оценочность весьма широко распространена и привычна (а в советские годы критика вообще была возведена в культ), и мысль о том, что похвала или комплимент способны нарушить границы человека, его личное пространство, большинству людей покажется абсурдной и нелогичной.
А знаете ли вы, что многие приёмы пикапа построены на игре с оценкой человека? Обычно человеку делают комплимент, который он принимает, и вслед за этим обесценивают его.

Например, парень, обращаясь к девушке, говорит: «Какие интересные серьги!» После того как девушка, улыбнувшись, поблагодарила, переходит к следующей части - обесцениванию. Звучать это может примерно так: «Моя бабушка любила такие искусственные украшения».
Что происходит с девушкой в этот момент? Если с её внутренней самоценностью всё в порядке, то она легко переживет подобный «шлепок», а если нет, то ощутит себя неловко, выйдет из равновесия. А, как известно, даже борца сумо можно легко столкнуть с его позиции, если он не уравновешен. Так и мы, столкнувшись с обесцениванием, выходим из равновесия, теряем связь с собой и становимся легко подвержены влиянию извне. А вот что это будет за влияние, зависит от многих переменных.

Возможно, кто-то станет лучше учиться (часто именно на это надеются обесценивающие своих детей родители), а, может быть, пойдёт вразнос, вступая в многочисленные сексуальные связи. К сожалению, мало кто задумывается, что обесценивание — это очень серьёзное нарушение границ.
Обесцениванию подлежат достижения и результаты, внешность, поступки, поведение, чувства и эмоции, мысли, точка зрения, отношения и т.д. Это способ снизить значимость или даже отрицание того, что для нас очень важно и ценно.

Например, родители могут позволить себе обсуждать с теми, кого они не касаются, дела своих детей: их успехи и неудачи в детском саду, школе, позже - в институте и на работе, в семье, болезни, проблемы, комплексы, планы и секреты. Они дают непрошенные советы, критикуют, могут упрекать детей тем, что делают всё в своей жизни для них и во имя них, а те не отвечают им благодарностью. Хуже, когда это происходит прилюдно, с насмешками, грубо. Чувства обесцененного человека, особенно ребёнка, оголены, им легко управлять и манипулировать. Сила родительского обесценивания колоссальна.
Для детей такой опыт становится очень травматичным. Чтобы боль не была такой сильной, чтобы пережить её и жить дальше, обесцененный ребёнок вслед за собой в качестве защиты обесценивает и своих небожителей - родителей, а в будущем и других людей.

Став взрослым, он будет считать себя недостаточно хорошим для каких-либо партнёров или должности, зарплаты, терпеть разрушающие отношения, начальника-самодура, грубость, насилие и измены, страдать от отношений без любви или без отношений вообще. Такие люди испытывают сложности с выражением желаний и потребностей, переживаний, им легче «подвинуться», промолчать, перетерпеть, чем высказать своё недовольство, негодование и «обидеть» другого. Либо, наоборот, обесценивают всё и вся: «Я ничего не стою», Я не смогу, я не умею», «Всё ерунда», «А в Африке дети голодают», «Все мужики - козлы», «Все бабы - дуры», «Все изменяют», «Бьёт, значит, любит», список можно продолжить.
Стоит ли говорить о том, что оценочность губительна для отношений вообще и для интимных отношений в частности?

- А случалось ли вам нарушать чужие границы своими оценками?

- Давали ли нелестные оценки по поводу своих бывших партнеров?

- Прибегали ли вы когда-либо к обесцениванию как способу манипуляции?

- Свойственно ли вам убеждение, что вы или ваши близкие чего-то не смогут или что-либо недостойны?

- Говорите ли вы ребёнку «Ничего страшного. Чудищ не бывает», когда он сообщает вам, что у него под кроватью чудище?

- Цените ли вы его достижения или, бывает, находите в них изъян?

- Сравниваете ли вы его с другими детьми?

- Часто ли в вашем лексиконе встречаются фразы: «Не реви», «Это совсем не больно», «Со всеми бывает», «Всё же нормально» и т.п.?

Как же защититься от обесценивания? Перестать критиковать себя и окружающих. Говорить о себе с уважением, терпением, верить в себя и хвалить себя, аналогично относиться к окружающим. Не вступать в дискуссию с критикующим, не пытаться переубедить и не оправдываться. Научиться говорить: «Это не ерунда. Для меня это важно» и т.п.

Акцентируйте внимание на том, что у ребёнка получилось, в чём он молодец, когда он приложил старание и усилие в реализации задуманного. Всё это поможет ему быть устойчивым во взрослой жизни, развиваться и добиваться успехов.

Цените себя и своих близких!


Автор: Алина Гоголева, врач-психотерапевт, психолог- сексолог
26.05.2021

Смотрите также