Личные границы - зона безопасности и ответственности. Статья 1

Эта серия статей будет посвящена крайне важной теме в становлении и развитии личности - теме личных границ. Но как наиболее доступно маленькому человеку объяснить, что такое «личные границы»? Как ему разобраться, что его границы нарушают?
Самое простое объяснение: границы — это то, что он может назвать своим: его вещи, его комната, его время, его тело и т.д. Для чуть подросших детей очень наглядным будет пример биологической клетки. Можно красочно рассказать, что клетка — это маленький организм. У неё, как и у ребёнка, есть свое «тело», стенки, внутри которых и благодаря которым она живёт. Стенки клетки защищают её от «врагов»: вирусов и бактерий. Но в то же время клетка должна открываться «друзьям»: кислороду и полезным питательным веществам, без которых она погибнет. Таким образом, для каждого человека, как и для маленькой клетки, границы очень важны и необходимы, чтобы жить и чувствовать себя комфортно и безопасно.

Может, вы решите слепить или нарисовать такую клетку и поиграть в то, как она пользуется своими стенками как границей. Если ваш ребёнок любит рассказы про рыцарей и сражения, вы можете попробовать описать границы через метафору красивого и защищённого рыцарского замка за неприступными стенами с большими воротами. Стены оберегают замок от врагов, а через ворота завозят всё необходимое для поддержания жизни в замке, приезжают приглашённые друзья и гости хозяев.

Через эти примеры очень важно донести ребёнку, что никто не может прикасаться к его телу без его разрешения. Многие дети в достаточно раннем возрасте начинают настаивать на том, чтобы мыться самостоятельно в ванной, за задернутой шторкой. В таком случае стоит это позволить. То же самое касается «безобидных» объятий, когда взрослый хватает ребёнка в охапку против его воли и тискает в порыве любви, а дитя всячески извивается и противится. Для многих этот пример выглядит странным, но он очень наглядно демонстрирует нарушение границ тела ребёнка. Это базис для формирования ощущения собственной ценности и самоуважения.

В определённом возрасте у мальчиков и девочек появляется стеснение, они больше не хотят, чтобы их видели голыми или даже в нижнем белье. Они стесняются раздеться перед доктором, просят надеть им плавки или раздельный купальник в бассейне и на пляже. В этот момент важно поддержать ребёнка, ни в коем случае не игнорировать, а уж тем более не высмеивать его желание.

Если ребёнок хочет закрыть своё тело от посторонних глаз, нужно позволить ему это именно тогда, когда он об этом начинает активно заявлять. То, что ежедневно для взрослого в порядке вещей, для ребёнка в новинку и очень важно. При этом он очень хочет походить на маму и папу. Так почему бы не выделить ему личное полотенце и расчёску, личную посуду, вешалку и т.д., давая понять, что они принадлежат ему, и только он вправе ими пользоваться.
Осознание, что вещь - твоя и принадлежит только тебе, — это признак здоровых границ. На этом фундаменте гораздо легче научить ребёнка следить за вещами, за его пространством и территорией. А дальше, во взрослой жизни, он гораздо легче будет брать ответственность за свои выборы и отношения.
Ценно понять, что обучение ребёнка границам неотъемлемо от соблюдения границ родителями. Только ощущая уважение к своим границам со стороны старших, ребёнок будет учиться соблюдению чужих границ. Он сможет без страха и вины говорить «нет» и будет спокойно признавать право на отказ со стороны другого человека.

Итак, чтобы помочь ребёнку сформировать личные границы, можно начать с нескольких простых шагов:

- Образно объясните ему, что такое «личные границы», придумайте игры на эту тему.

- Позвольте ребёнку прикрывать своё тело тогда, когда он об этом просит.

- Не врывайтесь в туалет или в ванную без стука и предупреждения, если он настоятельно демонстрирует желание уединения в эти моменты.

- Выделите для ребёнка личные вещи (полотенце, расческа, вешалка, посуда) и не распоряжайтесь ими без его согласия.

- Не заставляйте переодеваться в присутствии посторонних, если он стесняется, не стыдите и не высмеивайте его в этот момент.

- Целуйте и обнимайте ребёнка только тогда, когда он расположен к этому, не позволяйте себе и другим делать это против его желания.


Автор: Алина Гоголева, врач-психотерапевт, психолог- сексолог
26.05.2021

Смотрите также