Нормы развития речи. Четвёртый год жизни – расширение возможностей

Этот период характеризуется тем, что у большинства детей уже появляются простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей действительности. Они начинают делать некоторые умозаключения, устанавливают связи и зависимости между ними. Общее речевое развитие может сильно разниться: у одних речь достаточно хорошая, у других - далека от совершенства.
Движимый огромным познавательным интересом, ребёнок намного чаще берёт инициативу общения на себя. Он задает много самых разнообразных вопросов: «Что это?», «А как это называется?», «Зачем?», «Откуда?», «Куда?» и т.д. И чем вопросов больше, тем ярче стремление расширить свои знания, понять связи между предметами и действиями, их свойствами и обозначающими словами.

Ближе к четырем годам словарный запас ребёнка в среднем составляет 1500-2000 слов. В речи появляются местоимения, наречия, числительные, гораздо шире используются предлоги и союзы. Значительно улучшается грамматическая сторона построения речи. Появляются сложные предложения. Малыш научается правильно использовать сравнительную степень прилагательных и наречий («А я старше Вити?», «Это самая красивая машинка, давай купим её!»). Однако допускает ошибки в согласовании существительных и прилагательных («На синем небу», «Младшую сестре»), часто использует окончания -ов и -ев во множественном числе (доска-досков, дверь-дверев).

В этом возрасте многие дети ещё не способны логично и последовательно самостоятельно рассказать о событиях в течение дня. Полностью понять содержание без дополнительных уточняющих вопросов бывает сложно. Многие дети могут легко воспроизводить отрывки из любимых сказок, стихотворения и песенки, однако смысл многих слов остается ещё непонятен.

Заметно укрепляется артикуляционный аппарат, за счёт чего твёрдые согласные уже произносятся без смягчения («сам», «санки» вместо «сям», «сянки»). Без ошибок дети этого возраста уже могут произносить многосложные слова и даже начинают замечать ошибки в произношении слов у других детей, исправляя их.

Появляются звуки ц, ы, э, х. Более чёткими становятся свистящие звуки. Шипящие звуки у большинства отсутствуют. Ещё допустимо, если ребёнок вместо «шапка» произносит «сапка», вместо «жук» - «зук». Звуки р, л, рь зачастую пока недоступны и заменяются на й или ль.

Дети довольно часто допускают ошибки в ударениях, укорачивают длинные слова. Межу тем, определённое количество малышей могут иметь чистую речь с правильным произношением практически всех звуков.

До 4,5 лет ребёнок имеет право говорить «лыба», а не «рыба».
«Водка» вместо «лодка» не допускается говорить ни в каком возрасте. Это когда малыш пытается произнести звук л губами, а не языком. То же самое, если р - горловой. Как только услышали у малыша такое, сразу идите к специалисту, само собой не исправится.


Автор: Кучер Людмила Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
26.05.2021

Смотрите также