Нормы развития речи. Второй год жизни-пойми меня

С начала второго года жизни ребенок все больше начинает осмысленно употреблять слова. До полутора лет эти слова редко отражают реальное название предмета. Так же одним словом ребенок может называть совершенно не связанные между собой вещи.
До полутора лет ребёнок накапливает пассивный словарь. Но уже может выделить нужный предмет среди нескольких других по просьбе взрослого. А к 15-16 месяцам в состоянии выполнить элементарные поручения: «положи на стол», «выкинь в мусорное ведро», «принеси машинку». Фразовая речь еще отсутствует.

Со второй половины второго года ребенок начинает пользоваться двухсловными предложениями («па-па, ам-ам», когда просит кушать). К концу второго года предложения могут содержать уже 3 и 4 слова, но они еще не связаны между собой грамматически.

Речевые фразы возникают лишь тогда, когда ребенок активно использует уже от 40 до 60 слов. Ближе к 2 годам пассивный словарный запас достигает 100-300 слов, в активном использовании - не менее 50 слов. Из прилагательных в этот период первыми появляются: большой, маленький, хороший, плохой, названия цветов. От 1 года до 2 лет считается нормой, если речь малыша понятна лишь домашним. Длинные слова часто укорачиваются, или заменяются слогом («ко» или «моко» вместо молоко). Еще отсутствуют шипящие звуки, звуки л, р, а звуки ы и э заменяются и и е.

Твердые согласные смягчаются. Не огорчайтесь, если будете слышать «дяй», «неть» или «хаёси». Это физиологическая норма для данного возраста.

Зачастую в этот период одно и то же слово ребенок может произносить по-разному, наблюдается неустойчивое произношение одного и того же слова.

До двух лет речевой выдох достаточно слабый, поэтому голос крохи еще тихий, но он уже может менять интонацию, выражая ей просьбу или требование.

Итак, до трех лет является нормой:

-неправильное произношение большинства звуков;

- изменение порядка слогов в сложном слове;

- смягчение согласных;

-укорочение слова до слога;

-слабый тихий голос;

-невнятное произношение слов;

-отсутствие правильных грамматических связей между словами.


Автор: Кучер Людмила Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
26.05.2021

Смотрите также