Нормы развития речи. Третий год жизни – большой прыжок

На третьем году жизни малыш начинает понимать простые вопросы: «Где куколка?», «Куда ты положил книжку?» Активно развивается интерес к окружающим предметам, и ребёнок превращается в «почемучку», начинает постоянно задавать вопросы: «А почему? Что? Зачем? Когда?» С ростом ребёнка возрастает и его понимание речи. Теперь он понимает не только то, что случилось прямо сейчас, но и может предугадывать, что должно произойти.
К концу третьего года словарный запас увеличивается в 3-4 раза. Малыш знает названия многих предметов, одежды, игрушек, мебели и т.д. В речи появляется всё больше глаголов, немного прилагательных. Также ребёнок начинает использовать местоимения и некоторые предлоги («на», «под», «в»). Многие вещи он хорошо знает, быстро их находит среди других, но в активной речи может пока не использовать.

Намного реже уже встречаются облегчённые слова (говорит «корова» вместо «му-му» или «кушать» вместо «ам-ам»). Характерным для это периода является словообразование, когда малыш говорит «бутанка» вместо «сметанка» или «тётя кот» вместо «кошка».

Ребёнок уже легко узнает знакомые предметы на картинке, может назвать простые действия, совершаемые кем-то («собака спит», «папа работает», «идём гулять»). Начинает согласовывать прилагательные с существительными, может строить предложения с дополнениями, согласовывая род («Катя пришла в гости», «Дима пошёл спать»).

К концу 3 года в норме он способен рассказать о своих нуждах, о том, что узнал нового, что сегодня с ним происходило. Уже может воспринимать небольшие сказки и рассказы, договаривать окончания фраз или слова при пересказе. Почти наизусть может пересказать короткие тексты или стишки.

К 3 годам произносительная сторона речи ещё недостаточно сформирована, речь не очень чистая и внятная. Характерно отсутствие шипящих и твёрдых свистящих звуков, замена их другими («зюк, дюк» вместо жук, или «тянки» вместо «санки»). Твёрдые согласные т, д, с, з, заменяются мягкими («дяй» вместо «дай»), но к концу года большинство детей начинает произносить их правильно. Звук ц у большинства отсутствует, иногда появляется к трём годам. Звуки р, рь, л заменяются звуком ль или й («лека или йека» вместо «река», «люк или йук» вместо «лук»).

В длинных словах дети часто испытывают затруднения: укорачивают («кабас» вместо «карабас»), переставляют слоги или опускают отдельные звуки («зеринка» вместо «резинка», «пигин» вместо «пингвин»).

В целом же, в 3 года ребёнок может говорить развёрнутой фразой, допуская отдельные ошибки в словообразовании и словоизменении («Давай поиграем в песочнице, буду копать лопатком»). Различает основные предлоги, например, «на» и «под», формы единственного и множественного числа (кукла — куклы), рода (я пришёл, мама пришла).

Дети этого возраста всё ещё имеют укороченный выдох, многие недостаточно громко говорят, но достаточно точно понимают интонации и сами правильно ими пользуются. Им ещё сложно говорить шёпотом, когда этого требует ситуация. С развитием речи активно развивается память и воображение, во время игры часто комментируют свои действия словами или даже развернутыми фразами. Но внимание ещё недостаточно устойчиво, поэтому малыши часто отвлекаются, переключают внимание на новый вид деятельности.


Автор: Кучер Людмила Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
26.05.2021

Смотрите также