Существуют
основные критерии готовности к школьному обучению в контексте усвоения ребёнком родного языка, как средства общения.
Правильность произношения звуков. У вашего ребёнка должно быть четкое, правильное произношение всех звуков. Особенно неблагоприятно наличие в речи полных звуковых замен («моле» вместо «море»), так как это может очень негативно повлиять на освоение письма.
Сформированность фонематических процессов: - достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы: умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка), твердости-мягкости (банка – белка), свистящие – шипящие (сок – шок), слова, отличающиеся одним звуком;
- навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: умение выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет); умение выделять первый и последний звук в словах; умение определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове, умение определять количество слогов в слове;
- умение отбирать картинки с заданным количеством слогов.
Словарный запас и его использование. Норма словарного запаса к этому возрасту - около 3500 слов. Причём в нем должны быть представлены все основные части речи- существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, союзы. Ребёнок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности. Знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных и т.д.
Грамматически правильное оформление речи: - умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса - ананасовый);
- умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист – листья, много карандашей, пней, лис);
- умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто);
- правильное употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных (лисий хвост, медвежье ухо);
- умение употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).
Связная речь: - умение связно, последовательно, а также четко и точно формулировать свои мысли;
- владение навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта;
- владение нормами речевого этикета, использование принятых норм вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
Мелкая моторика. Поскольку в школе ребёнку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.
Часто обучение письму вызывает у детей значительные трудности и проблемы. Для того чтобы избежать этого, нужно хорошо подготовить руку к письму. Для этого можно обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять движения с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Необходимо учить ребёнка правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание.
Рекомендации и советы родителям - больше общайтесь со своими детьми! В этом процессе важно не количество, а качество. Заинтересованно о чем-то расспрашивайте ребёнка, побуждая его рассказывать о каком - либо интересном для него событии, об игре, о посещении парка, просмотренном мультфильме, обсудите планы на следующий день. Это не только будет способствовать речевому развитию, но и создаст между вами особую доверительную, дружественную атмосферу;
- создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводите целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругайте ребёнка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправляйте неправильное произношение;
- не заостряйте внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществляйте позитивный настрой ребёнка на занятия с педагогами.
Обращайте внимание на речевое окружение ребенка. Речь взрослых должна быть четкой, ясной и грамотной.
Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей и развитию связной речи. В этом очень хорошо помогает регулярное чтение качественной детской литературы и рассказывание сказок. Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Постарайтесь вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». Мотивируйте ребёнка в обсуждении прочитанного давать на вопрос полный ответ. Прочитав вслух сказку или рассказ, задайте по содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанного. Слушайте с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление рассказов по серии сюжетных картин. Для упражнений в рассказывании можно использовать: пересказ прочитанной взрослым сказки, рассказа, или просмотренного мультфильма; рассказ о событиях прошедшего дня; рассказ об интересной прогулке, об экскурсии; заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?); составление рассказа по данному его концу (что было до этого?). Все эти систематические упражнения постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что сюжет «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала.
Часто родители не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребёнок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата, скорее наоборот. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и систематический подход.
Автор:
Рубинская Наталья Владимировна, учитель-логопед, кандидат психологических наук.
29.07.2021