Основы формирования стопы у ребёнка

Основы здоровья, гармоничного развития, как известно, закладываются с детства. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. К сожалению, многие родители недооценивают значение этого возраста, рассматривая его как переход от младенчества к школьному периоду. Но именно в этот период формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом.
Но как часто родители, развивая своих детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относясь к нему как второстепенному, происходящему само по себе. Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми («Не бегай», «Не прыгай», «Не шуми»), что самым отрицательным образом сказывается как на физическом развитии, так и на общем самочувствии.

Начиная ходить, ребёнок широко расставляет ноги, увеличивая таким образом площадь опоры. Это нормально, но к 2-3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой он почти параллельно ставит стопы на небольшом расстоянии друг от друга.

Нижние конечности «строятся» в течение10-12 лет, особенно интенсивно в 3-4 года.
Тревогу у специалистов вызывает широкое распространение у дошкольников и школьников младшего возраста дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз.

Большинство учёных сходятся во мнении, что основной причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата. При этом изменение формы стопы вызывает снижение функциональных возможностей организма, нарушает положение таза и позвоночника, что отрицательно сказывается на функциях последнего, приводя к нарушениям осанки и ухудшениям общего состояния ребёнка.

Плоскостопие без преувеличения можно назвать социальным заболеванием, учитывая его чрезвычайную распространённость. Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках. Она состоит из большого количества костей, соединённых суставами и укреплёнными связками, движением которых управляют мышцы и сухожилия.

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому от её состояния зависит лёгкость в ходьбе, беге, прыжках, плавность в передвижениях и экономичность энергозатрат.

Анатомически стопа состоит из трёх сводов или арок. Эти своды обладают характерной структурой. Внутренний продольный свод располагается от подошвенной пяточной кости, проходит через кости предплюсны, плюсны и заканчивается на подошвенной поверхности первой плюсневой кости.
Наружный продольный свод проходит от наружной поверхности пяточной кости до головки пятой плюсневой кости. Поперечный свод расположен от головки первой до головки пятой плюсневой кости.

Внутренний и поперечный своды обеспечивают рессорную функцию стопы, а наружный - опорную. В образовании сводов стопы важную роль играет не только оптимальное взаимное расположение костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев, но также состояние связочного аппарата и согласование работы мышц стопы и голени. В формировании сводов стопы наиболее важными считают следующие мышцы: задняя большеберцовая - для продольного свода, а межкостные мышцы – для поперечного свода. Ещё одним важным фактором в развитии сводов стопы играет оптимальная слаженность работы мышц стопы и голени, а при слабости сухожильно-мышечного аппарата отмечается их дисбаланс.

Родители должны знать, что стопа ребёнка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека. Костный аппарат ещё неокрепшей детской стопы имеет, в основном, хрящевую структуру, мышцы и связки более подвержены растяжению. По сравнению с правильными изящными стопами взрослого, стопы ребёнка кажутся тяжелыми и неуклюжими, плоскими. Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область сводов, падают более значительные нагрузки.

Итак, у малыша до 3 лет только плоская стопа без признаков отклонения пятки наружу - не болезнь, а физиологическое явление. У ребёнка старше 3-4 лет наличие плоских стоп – уже патология.

У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, т. к. уплощение сводов стопы влияет на положение коленных, тазобедренных суставов и таза.
Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на весь организм. Важно, чтобы этот процесс был регулярным и достаточно длительным. Коррекция деформации стоп продолжается до 10-12-летнего возраста.

Залогом здоровья стоп ребёнка является понимание родителями важности проведения грамотной двигательной нагрузки, которая даст возможность избежать серьёзных проблем с опорно-двигательным аппаратом и создаст условия для его здорового развития.


Автор: Юлия Андрусенко, специалист ЛФК, реабилитолог
26.05.2021

Смотрите также