Когда идти к нейропсихологу?

Первое - если ваш ребёнок испытывает трудности в обучении в школе. Это могут быть нарушения внимания, когда ученику сложно сконцентрироваться на учебном материале. Он отвлекается во время урока, не слушает учителя, делает много ошибок в тетради. При этом чаще всего нарушения внимания идут рука об руку с нарушением памяти: трудно учить стихи, запоминать правила, пересказывать тексты.
В этом случае нейродиагностика будет направлена на то, чтобы конкретизировать, какие же характеристики внимания и памяти страдают, какие мозговые механизмы «дают сбой», необходима ли консультация медицинских специалистов (невролога, эпилептолога). Диагностика также определит пути развития данных психических функций.

Другой причиной обращения к нейропсихологу являются поведенческие нарушения, которые практически не встречаются без нарушений или недостаточной сформированности эмоциональной сферы. Часто у таких детей стоит диагноз - эмоционально-волевые нарушения, гипердинамический синдром. «Умненький, но хулиган», - говорят о таком ребёнке.

Вместе с тем причинами обращения к нейропсихологу являются сложности в освоении чтения, письма, математического навыка, иностранного языка. Эти высшие функции очень сложны по их совокупности мозговых отделов и механизмов. Поэтому у одного и того же нарушения причины могут быть совершенно разными. Нейропсихологическая диагностика поможет обнаружить их причины и выстроить путь эффективного развития или коррекции.

Отдельной строкой школьных трудностей выступают пространственные нарушения, когда ребёнок путает лево и право, операции прибавить и отнять в математике, «зеркалит» буквы и цифры. И это тоже важная причина, чтобы обратиться за консультацией.

Ограничивается ли работа нейропсихолога исследованием трудностей обучения? Конечно, нет.

Нейропсихологическое сопровождение развития детей с нарушениями речи, синдромом дефицита внимания, аутизмом, генетическими заболеваниями позволяет понимать слабые и ресурсные звенья в их психической деятельности. На этой основе разрабатывается индивидуальная стратегия развития, которая помогает таким детям обучаться, адаптироваться к жизни и быть счастливыми.


Автор: Светлана Кириллова, психолог, детский нейропсихолог
26.05.2021

Смотрите также