1️. Вспомните и запишите, во сколько месяцев появились гуление, лепет, первые слова, первая фраза вашего ребенка. Когда малыш сделал первый шаг? Ползал ли?
2️. На детской площадке, во время игр в песочнице, в развивающих центрах понаблюдайте несколько дней за ровесниками своего ребёнка. Сравните, как говорят они и как ваш. Если видите явные отличия, запишите их. Например, «Мой говорит неразборчиво, а Саша и Таня очень понятно». Или «Мой мычит и показывает пальцем, а Женя, его ровесник и друг, кричит: «Дай пить!»». Однако есть
важное правило: разница в возрасте между детьми, которых вы сравниваете, не должна быть больше трёх месяцев.
3️. Запишите все слова, которые произносит ваш малыш, так, как он их говорит, а рядом - перевод. Пример: «Би-би» (машина), «Китика» (конфета) и т. д. «На», «Дай», «Бух» — тоже слова.
4️. Вспомните, как ваш малыш появился на свет. Были ли проблемы в родах? Асфиксия? Обвитие пуповины? Сколько баллов поставили по шкале Абгар при рождении? Какой у ребёнка был тонус, что писал невролог в карте? Давно ли вы показывали малыша окулисту, отоларингологу, неврологу?
5. Обязательно понаблюдайте, как ребёнок жуёт пищу, глотает, наблюдается ли повышенное слюнотечение, может ли вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть щёки. Если у него не получается делать перечисленное правильно, это может говорить о логопедических проблемах.
6. Изучите положение языка у малыша в покое. Сядьте с ним напротив зеркала, попросите его открыть рот, попробуйте вместе с ребёнком положить язык на нижнюю губу. Теперь понаблюдайте за поведением его языка. Возможно, он не лежит в покое, оттягивается внутрь, выбивается кверху, отклоняется в сторону, дрожит. Примите это во внимание. Скорее всего, тут может потребоваться и консультация невролога.
Нужно понимать, что речевое развитие нельзя рассматривать изолированно от функционирования всего организма. Все процессы, происходящие с человеком, и внешние, и внутренние, взаимосвязаны между собой. Вот теперь, вооружившись таким дневником, можно идти к логопеду. Существуют так называемые критические периоды в развитии каждого ребёнка, когда внимательным родителям будет нелишним проконсультироваться со специалистом по речи. Это 1 год, 3 года, 5 и 6,5 лет. Не упустите это время!
Автор:
Кучер Людмила Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
26.05.2021