Методы нейропсихологии выявляют причины трудностей, влияющие на: 
 · возможность успешного освоения школьной программы по разным дисциплинам; 
 · возможность освоения горизонтальных (общение со сверстниками) и вертикальных (общение с учителями и административным составом) коммуникативных связей; 
 · возможность понимания и освоения самого формата школьного обучения с его классно-урочной системой, подачей материала, оценочной системой и т.п. 
 Нейропсихология выделяет функциональные блоки мозга, ответственные за разные группы задач. Первый блок мозга обеспечивает внимание, работу памяти и сознания. От его работы зависит включённость в работу на уроке, возможность удержания и распределения внимания, истощаемость во время выполнения заданий. 
 Второй блок принимает, перерабатывает и хранит информацию. Третий блок отвечает за управляющие функции мозга: произвольность и контроль над деятельностью. Это включает осознанность, осмысленность и преднамеренность действий в речевых, познавательных, двигательных и эмоциональных процессах. 
 Если управляющие функции мозга не сформированы должным образом, родители и школа видят ребёнка: 
 · не умеющего или не всегда умеющего выстраивать свою активность в соответствии с социальными нормами, 
 · не способного управлять эмоциями, 
 · не умеющего самоорганизовываться, 
 · не умеющего продуктивно концентрировать внимание, 
 · с трудностями в координации своей двигательной активности (такие дети часто травмируются на физкультуре), 
 · с проблемами в запоминании и осмысливании новой информации. 
 Все эти сложности не просто затрудняют, а делают невозможным нормальное обучение в школе. Ребёнка признают «гиперактивным», «плохо обучаемым», «умным, но невнимательным», клеймят за нарушение правил и «срывы уроков». 
 Поведение и неуспехи списывают на характер, нежелание учиться, проблемы в семье, но, возможно, причина совсем не в этом, а в дисфункции работы какого-то отдела мозга. Т.е. он бы и рад вести себя «как положено», но фактически не может «изменить прошивку» головного мозга, его базовых настроек. А вот где именно произошёл сбой, поможет узнать нейропсихолог. 
 Существует ряд тестов, позволяющих определить состояние третьего функционального блока мозга.  
1. Динамический праксис. Проба позволяет исследовать возможность переключение с одного движения на другое. 
 Психолог демонстрирует ребёнку последовательность движений рукой «ладонь-кулак-ребро». Затем предлагает ему самостоятельно воспроизвести серию.  
2. Графическая проба. Проба заключается в рисовании узора, составленного из двух чередующихся элементов. Ребёнку предъявляется образец узора, и он продолжает его до конца строки.  
3. Оральный кинетический праксис. Проба диагностирует возможность произвольного контроля над действиями. Специалист предлагает ребёнку по речевой или зрительной инструкции выполнить действия: 
 − несколько раз свистнуть; 
 − дважды свистнуть и пощелкать языком; 
 − нахмуриться и улыбнуться; 
 − дотронуться языком до левого, а затем до правого уголка рта.  
4. Выполнение ритмов по речевой инструкции. Проба направлена на исследование способности к произвольному выполнению двигательных программ (ритмов) по речевой инструкции. При проведении психолог предлагает ребёнку: 
 − «Постучи по 2 раза»; 
 − «Постучи по 3 раза»; 
 − «Постучи 1 раз громко и 2 тихо…, продолжай»; 
 − «Постучи 3 раза слабо и 2 сильно».  
5. Проба на завершение фраз. Ребёнку предлагают закончить услышанное предложение: «Игорь промочил ноги, потому что…», «Маша замерзла, хотя…». 
 Более сложный вариант предлагается учащимся 2-4 классов. Ребёнку в письменной форме предлагают 4 предложения, нужно вставить в них пропущенные слова. Например, «Оля читала книгу, … не дочитала до конца».  
6. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Это задание диагностирует способность к построению связного высказывания: ориентировку в ситуации, её осмысление, создание программы высказывания, лексико-грамматическое развёртывание и внешнее (моторное) оречевление.  
7. Реакция выбора. Проба направлена на анализ возможности следования речевой инструкции с возможностью оттормаживания более простых реакций. Ребёнку даются один за другим два задания. 
 - «Я постучу 1 раз, а ты 2». «Я постучу 2, а ты 1». 
 - «Я постучу 1 раз, а ты постучи 2». «Я постучу 2 раза, а ты не стучи». 
 Всё это позволяет понять, насколько ребёнок осознаёт себя и свои действия. Дальнейшую работу берут на себя психолог и педагог, нейропсихолог составляет программу занятий – игр, направленных на развитие согласования моторной и когнитивной сфер, произвольного контроля двигательной активности и внимания, самосознания, самопринятия, развития эмоционально-волевой сферы, и др. 
 Главное – системная, регулярная работа с ребёнком. Описанные стратегии диагностики и коррекции зарекомендовали себя и дают хороший результат, помогая успешно освоить школьный формат обучения и преодолеть имеющиеся трудности. 
 Автор: 
Светлана Кириллова, психолог, детский нейропсихолог
14.06.2021